Крест Скорби и Покаяния

...и в том строю есть промежуток малый. Быть может, это место для меня...

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная 70-е годы САЛМИ В 1906 ГОДУ


САЛМИ В 1906 ГОДУ

E-mail Печать PDF

Церковь в Салми до войныСтатья по довоенной, даже дореволюционной истории из "Новой Ладоги" за 1974 год. Характерные выражения: "реакционная буржуазия", "российский пролетариат".

фото terijoki.spb.ru

В своей захватнической политике буржуазия всегда широко применяла церковь, религию. Из истории известно, Что немецкие псы-рыцари, захватывая чужие земли, насильственно навязывали населению захваченных земель свою религию — лютеранство, свой язык, стремясь онемечить коренное население захваченных стран.
Аналогичную политику в прошлом проводила и реакционная финляндская буржуазия на территории Восточного Приладожья, в том числе и нашего района.

Известно, что до 1918 года Финляндия входила в состав Российской Империи, но пользовалась относительной самостоятельностью: имела свое правительство — сейм, свою границу с Россией. Территория нашего района входила до революции в состав Выборгской губернии. Но в силу исторически сложившихся здесь и по всему Восточному Приладожью условий наряду с финнами значительную часть населения составляли также карелы и русские, которые были в тесной дружбе между собой. Дружественные связи этих двух народов особенно проявились в бурные годы первой русской революции 1905 — 1907 г.г. Отзвуки революционных боев докатились и до глухих уголков Карелии и Восточного Приладожья. Осенью 1905 года жители небольшого города Питкяранта в знак поддержки российского пролетариата объявили забастовку и прогнали из города представителя полицейской власти - ленсмана.
В 1906 году бурные политические события произошли и в Салми. В это время Салми, основанный в середине XVII века шведами как портовый город, был очень оживленным промышленным городом. Здесь преобладала лесопильная и деревообрабатывающая промышленность. Городок в то время , близко примыкал к Карелии, или Олонецкой губернии, как тогда она именовалась. И это накладывало свой отпечаток на быт и нравы местного населения, среди которого преобладали русские и карелы. Посреди поселка, на живописном пригорке гордо высилось величественное здание православной церкви, звон колоколов которой разносился далеко окрест. В Салминском - уезде было немало русских школ, которые посещали также и дети карелов. Все это сильно беспокоило финляндские власти. Буржуазия Финляндии всеми доступными ей средствами стремилась насильственно навязать местному населению финский язык и господствующую религию — лютеранство. И кое-где ей это удавалось, особенно в западных районах Приладожья, где русские составляли небольшой процент населения.
Но салминцы оказали стойкое сопротивление проискам реакционной финляндской буржуазии, и это вызывало дикую вспышку ярости финляндских националистов. Вот что, например, писала по поводу событий финляндская буржуазная газета «Хелсинген Саномат» в № 282 от 4 декабря 1906 года в своей статье «Действительные факты из Салми»:
«Уже сразу после того, как окончилась в прошлую осень великая забастовка и был опубликован ноябрьский манифест (речь идет о Всероссийской забастовке русского пролетариата в октябре 1905 года и лживом царском манифесте 17 октября), т. е. когда законность (известно, какая это была «законность») была возвращена в нашу страну. - уже тогда салминские жители показали, что они немного думали о законности и победе финских интересов, но даже наоборот, обнаружили несочувствие и достойную сожаления злобу по отношению к Финляндии. Это ясно сказалось на тех больших сходках, которые состоялись тогда и на которых народ безумно шумел (раз даже в церкви), "причем весь этот гвалт был направлен против финского языка и финских учителей, стоявших за финский язык, и наконец против всего финского... Народ доходил до бешенства».
Но возмущение местного населения было вызвано вовсе не слепой ненавистью салминцев ко всему финскому, как пыталась уверить своих читателей газета, В Салми в то время жило немало рядовых тружеников — финнов. Автор статьи не может скрыть того факта, что даже богослужение в церкви велось равно как на русском, так и на финском языках. Законное негодование местных жителей было вызвано настойчивым стремлением финляндской буржуазии насильственно навязать коренному населению Салми и Салминского уезда обязательное преподавание в школах на финском языке и обратить все местное население в лютеранство. т.е. не только физически, но и духовно поработить русских и карелов. Вполне понятно, что салминцы, издавна поддерживавшие самые тесные дружеские связи с российским пролетариатом, встретили в штыки агрессивные устремления финской буржуазии. Русская православная церковь, также не желала уступать своих позиций лютеранам. Салминскому православному духовенству вовсе не хотелось терять свою паству и лишиться основных источников своих доходов. По этой причине церковники выступили на стороне местного населения.
Автор статьи пишет далее, что салминцы и окрестные жители, собравшиеся в церкви, «числом около ста, тотчас стали кричать, что они желают иметь русские школы в своих деревнях и тут же образовали для сего комиссию, вместе с чем уполномочили настоятеля церкви и купца В. Хозяйнова (могила его до сих пор сохранилась на территории сильно разрушенной в минувшую войну, когда-то великолепной церкви) просить об открытии таковых школ комитет по делам русских училищ в Гельсингфорсе (Хельсинки)».
Таким образом, публичные выступления салминцев в 19061 году носили чисто политический, а не религиозный характер. Это прекрасно понимал и автор статьи. В конце ее он требует от финляндских властей решительно подавить выступления жителей Салми и жестоко наказать зачинщиков этого выступления, которых обвиняет в «государственном мятеже».
Журнал «Церковные ведомости» за 1906 год, комментируя эти бурные политические события в одной из глухих провинций «Великого княжества Финляндии», ничего не сообщает, чем они закончились. Но из истории известно, что жители пос. Салми - русские и карелы — не смирились с великодержавными устремлениями реакционной финской буржуазии, активно боролись за власть Советов в годы гражданской войны.
А. СЛУПКО

 

Последнее обновление 31.03.11 11:17  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterToday196
mod_vvisit_counterYesterday414
mod_vvisit_counterThis week6140
mod_vvisit_counterLast week7821
mod_vvisit_counterThis month15107
mod_vvisit_counterLast month34002
mod_vvisit_counterAll days3308054

We have: 58 guests online
Your IP: 107.20.115.174
 , 
Today: Дек. 16, 2017

Яндекс.Метрика



Объявления

Старайся не выглядеть начальником, может быть у врага на исходе боеприпасы