Крест Скорби и Покаяния

...и в том строю есть промежуток малый. Быть может, это место для меня...

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Главная 1941 1941 БЕПО 52 полка


БЕПО 52 полка

E-mail Печать PDF

Бронепоезд и бронедрезина

Итак, дорогие дети, мысленно колеся по пыльным дорогам тревожного августа 1941 года, подъезжаем к станции Лоймола. Здесь финны пытаются сковырнуть со своих позиций 131-й наспех собранный из петрозаводчан запасной полк, которым командует усталый капитан Съедин.
Но что это там выезжает из-за леса большое и зеленое, изрыгая огонь и дым? Да это же бронепоезд!
Именно он, только военные называют его БЕПО. БЕПО состоял из бронированного паровоза с зенитным пулеметом и двух бронеплощадок с орудиями.
В журнале Север №4-5 за 1995 год можно прочитать коротенькую повесть А.Д.Блинова "Капкан" про короткую боевую жизнь БЕПО-52. Изначально он принадлежал полку НКВД и базировался в Петрозаводске. В июле его перебросили в Приладожье, где БЕПО сопровождал эшелоны с эвакуируемым оборудованием и раненными из Сортавала. Чудом в последний момент удалось вывести эшелон с раненными из Хямекоски. Дальше, когда финны перехватили дорогу у Лоймола БЕПО в качестве батареи подчинили 131 запасному полку. Весь август, когда Питкяранта давно уже находилась в руках финнов, в районе Суоярви БЕПО-52 огнем поддерживал 131 и 52 полки.

Наши части оказали врагу исключительно упорное сопротивление и в течение месяца отражали все его попытки ликвидировать "суоярвский выступ".
После того как финским войскам удалось обойти оставшийся фактически неприкрытым левый фланг 131-го полка и создать угрозу перехвата дороги Суоярви – Вохтозеро – Спасская губа, командование 7-й армии отдало приказ об отходе всех частей и подразделений с "суоярвского выступа" в район севернее оз. Сямозера.
Так случилось, что 19 августа финны вышли на железную дорогу у ст.Новые Пески восточнее Суоярви и БЕПО оказался в ловушке.
20 июля, с запада на Суоярви пошла в наступление  немецкая 163-я дивизия, стремясь прорвать оборонительные позиции 52-го и 131-го полков. Советские войска вынуждены были отойти  на восток по последней оставшейся дороге на Спасскую Губу. БЕПО поддержал их огнем пока мог, а потом 21 августа 1941 в 15 часов в Суоярви команда демонтировала вооружение и взорвала броневагоны и паровоз специальными зарядами, спрятанными на такой случай.
Правда, говорят что не до конца, потому что финны бронепоезд восстановили и использовали в дальнейших боевых действиях. Орудия, говорят, лежат закопанные до сих пор (источник).
Отход был завершен к 23 августа 1941 г. Измотанная и обескровленная в боях под Суоярви немецкая 163-я дивизия была выведена в резерв, а затем переброшена на реку Свирь.
полки 71 сд (более других 367 стрелковый полк) отступал со стороны Суоярви по дороге Суоярви – Вохтозеро – Кеняки – Спасская Губа. Это был очень трудный путь для дивизии. Он был сопряжен с колоссальными потерями в людских силах. На некоторых рубежах обороны дивизия за 3-4 дня оставляла убитыми и пропавшими без вести до 1000 человек (источник)
Команда БЕПО вышла из окружения и в Петрозаводске 9 сентября получила новый бронепоезд (оригинал акта РГВА ф.38358 оп.1 д.17 лл.142-143), который отважно воевал и снова попал в окружение и был снова взорван 30 сентября 1941 г.

 Командир бронепоезда БЕПО капитан Вознюк Даниил Матвеевич 1908 года рождения, в войсках с 1930 года, член ВКП(б).(численность БЕПО – 95 чел). призван Коротенским РВК Житомирской области в 1930 году, украинец, участник Отечественной войны с 14.07.1941 г. на Суоярвинском направлении, награжден орденом Красная Звезда 23.05.1942 г.
Заместитель командира БЕПО по политчасти политрук Уланенков Иван Кузьмич 1907 года рождения, в войсках с 1929 года, член ВКП(б).

За время боев в августе Уничтожено: 4 танка, 5 автомашин с людьми, 3 противотанковых орудия, 1 финский бронепоезд (3.8.41 г.). 3 цистерны с горючим на станции Лоймола, разбит штаб батальона, на месте убито: 1 офицер, 10 штабных работников и до двух батальонов пехоты.
Захвачено: Знамя, 3 станковых пулемета, 1 ручной пулемет, телефонный кабель 12 катушек, запасные части к телефонной станции (источник).


Бывший военный корреспондент газеты «Гудок» на Ленинградском фронте, почетный железнодорожник Л. И. Хмельницкий своими воспоминаниями существенно дополнил историю боевого пути бронепоезда 52-го полка войск НКВД.

— В июле 1941 года командир 23-й дивизии НКВД полковник А. К. Янгель порекомендовал мне выехать в район Петрозаводска. Здесь в ожесточенных боях принимал участие и бронепоезд капитана Вознюка. Командир 52-го полка майор Анашкин рассказал, что героический экипаж поезда оказался в. тяжелом положении. Были израсходованы боезапасы, продовольствие, экипаж понес людские потери. И вот в помощь экипажу направлялась автоколонна с боеприпасами и продовольствием. Ее командиру было приказано любой ценой пробиться к сражающемуся поезду. На одной из машин направился и я, — рассказывал Л. И. Хмельницкий.

Через несколько дней после нашего рейда в политотделе дивизии мне попался машинописный текст рапорта о боевых делах экипажа под командованием капитана Вознюка. Прошло почти полвека, но я сохранил эти пожелтевшие листки и по ним воспроизвожу события тех дней.

После сопровождения эшелона с ранеными бойцами бронепоезд вернулся на станцию Лаймола, где уже шел бой. Бронепоезд вел огонь по наступающему противнику. При выходе из боя командир капитан Вознюк заметил, что на путях остались три цистерны с бензином и несколько вагонов с продовольствием. Воины поезда сумели отцепить один вагон с продовольствием, а вагоны и цистерны с горючим уничтожили артогнем.
Бронепоезд открыл артиллерийский и пулеметный огонь по скоплению противника у станции. В бою бронепоезд получил два прямых попадания вражеских снарядов. Были убиты командир орудия сержант И. В. Соболев, наводчик Е. Е. Гришков, замковый П. З. Чульский, пулеметчик И. X. Чечиков, кондуктор Е. А. Скляров, ранены командир орудия сержант И. Д. Филоненко, наводчик П. А. Логвиненко, командир пулемета младший сержант Б. А. Грушевский, пулеметчик М. И. Бобрунько...
Бойцы и командиры бронепоезда стойко сражались с врагом. Красноармеец П. И. Кораблев, получив сильную контузию, потерял слух и был эвакуирован в тыл. На другой день он явился к командиру бронепоезда и убедил оставить его в строю. Красноармеец П. А. Логвиненко, будучи раненым осколками снаряда в живот, руку, ноги, не покинул своего места у орудия и продолжал вести огонь по противнику.

Командир орудия Ткач и красноармеец Ситник метким огнем уничтожили два противотанковых орудия. Сержант Наумов метким огнем из станкового пулемета уничтожил орудийный расчет противника и заставил пушку врага замолчать.

В другом бою была повреждена тормозная система состава. Разрывом снаряда тяжело ранило машиниста П. М. Алексеева. Помощник машиниста С. Т. Марченко, тоже получивший ранения, взял на себя управление паровозом и вывел бронепоезд из-под огня... (источник)

В музее в Финляндии

Читайте так же Все про бронепоезд.

Последнее обновление 14.05.13 09:59  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Последние комментарии

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterToday184
mod_vvisit_counterYesterday337
mod_vvisit_counterThis week2112
mod_vvisit_counterLast week3363
mod_vvisit_counterThis month8820
mod_vvisit_counterLast month22959
mod_vvisit_counterAll days3172537

We have: 49 guests online
Your IP: 54.224.41.46
 , 
Today: Июль 20, 2017

Яндекс.Метрика



Объявления

И мрачный год, в который пало столько

Отважных, добрых и прекрасных жертв,

Едва оставил память о себе

В какой-нибудь простой пастушьей песне,

Унылой и приятной.